Вы задавались вопросом, что умеет новорожденный? Многие люди думают, что новорожденный малыш ничего не умеет. Однако порою сложно понять и тем более объяснить многие загадки в поведении младенца. И всё-таки он не так уж и беспомощен, и бессилен, как это может показаться на первый взгляд. Всё не так уж и просто…

Как бы это парадоксально не звучало, но беспомощность новорожденного младенца - это прямое следствие непостижимых возможностей человеческого мозга. Например, совсем крохотный цыплёнок умело пробивает скорлупу и уже с первых секунд жизни самостоятельно справляется с некоторыми обязанностями и немаловажными делами. Но были проведены эксперименты, когда недавно вылупившегося цыплёнка опять поместили в искусственную, ещё менее твёрдую скорлупу. На первый взгляд кажется, что птенец легко справится с этой задачей, но ничего подобного не происходит. Цыплёнок на этот раз даже не пытается выбраться наружу, так как его природные инстинкты предусматривают только одно подобное действие.

В животном мире существуют тысячи примеров, когда животные только полагаются на свои врожденние инстинкты. Утверждать, что человек напрочь лишён инстинктов - несправедливо. Существуют различные генные, биологические линии, при помощи которых поведение человека запрограммированно от самого рождения: самосохранение, утоление жажды и голода, продолжение рода, инстинкт материнства и другие.

Удивительная особенность мозга новорожденного заключается в том, что он в чрезвычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познаванию этого мира. Младенец в какой-то степени свободен от инстинктов. Впоследствии эти факторы сыграют значительную роль при формировании психики ребёнка, его характера и интеллекта, его чувств и восприятия. Ещё до рождения ребёнок уже получает некоторый личный опыт, который позволяет ему на первых порах жизни реализовывать потенциальную генетическую программу, полученную и унаследованную от своих предшественников. Как раз такими элементами программы являются его инстинкты, которыми так же руководствуются, пожалуй, новорождённые всех животных земного шара.
Наверное, невозможно описать всю «копилку» умений и возможностей младенца. Одни из этих врождённых умений угасают, а другие сохраняются и сопровождают всю жизнь, постоянно совершенствуясь и преобразовываясь.

А сейчас давайте приступим к рассмотрению явных умений новорождённых. Например, попробуйте осветить глаза младенца ярким светом, и вы увидите, как моментально сомкнуться его веки. Хотя никогда раньше ребёнок не испытывал действие света на себе, но тем не менее он уже ощущает потребность беречь глаза. Или попробуйте сильно хлопнуть в ладоши вблизи младенца – он непроизвольно вздрогнет и широко раскинет руки, как будто хочет ухватится за вас, чувствуя какую-то опасность. Уже с появления на этот свет, младенец умеет «сообщать» о голоде, умеет переваривать и «добывать» пишу, умеет давать понять,что ему холодно или больно, умеет беспорядочно двигать ножками и ручками.

Движения ножками и ручками очень необходимы ребёнку: они тренируют легкие и сердце, способствуют владению своим телом, а так же улучшают кровообращение и обмен веществ. Так же немаловажен тот факт, что новорождённые умеют улыбаться, чихать, сосать, глотать, различать звуки, отличать кислое от сладкого и многое другое. И наверное одной из главных способностей младенца является  потенциальная способность к обучению.